Если заемщик попал в кредитную яму или просто не желает выплачивать свой долг, то для его возврата нанимаются коллекторы. Правила их деятельности устанавливаются государством. В законе прописано, каким образом, когда и сколько взыскатели могут работать с заемщиком. Если специалисты по возврату нарушают эти правила, то самое время садиться за жалобу. Далее, мы расскажем, как противостоять угрозам со стороны коллекторов, куда звонить и обращаться для защиты.
Многие банковские и микрофинансовые организации пользуются услугами коллекторов, но, по понятным причинам, предпочитают об этом не говорить. Под коллектором принято понимать специалиста по возврату просроченных долгов. Как правило, к их услугам прибегают кредиторы, когда им отказываются возвращать задолженность или вносить обязательные платежи.
Данные специалисты действуют по поручению кредиторов. Так, они напоминают о необходимости выплатить задолженность. Также они могут перекупить долг. В этом случае они будут взыскивать денежные средства в свою пользу.
При взаимодействии с взыскателями необходимо вести себя предельно спокойно, не реагировать на их маневры. Обычно они действуют так, чтобы неплательщик испугался. Но в открытую прямые угрозы не поступают. Их действия зачастую балансируют на грани законных.
Задача коллектора состоит в том, чтобы убедить заёмщика как можно быстрее оплатить долг. Проще говоря, он должен помочь должнику разобраться в системе расчетов, спланировать бюджет и схему погашения задолженности, подобрать способы осуществления регулярных платежей.
Недобросовестные специалисты по возврату просроченных долгов пытаются оказать на должника психологическое давление, посылая угрозы и названивая родственникам заемщика. В некоторых случаях они применяют физическую силу.
Но по закону сотрудники агентств имеют право звонить заемщику в будние дни с 8:00 до 22:00, а в выходные дни — с 9:00 до 20:00 и не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Коллектор обязан ориентироваться на местное время должника.
При этом введено ограничение не только на звонки, но и на личные встречи с должниками. Так, они могут быть не чаще 1 раза в семь дней.
Установлены законом также отдельные ограничения на голосовые, текстовые и телеграфные сообщения. При подсчете учитывается общее количество подобных сообщений. Они должны быть не чаще четырех раз в семь дней и не больше шестнадцати раз в месяц. При этом число сообщений не должно превышать двух раз в сутки. Посредник между банком и должником не должен быть анонимным, сообщая определенную информацию клиенту банка, к примеру:
Должник имеет полное право написать заявление, в котором он просит отказ от личных встреч с посредниками. Коллекторам запрещено приходить домой к знакомым и родным должника. Исключением считается случай, когда получено письменное соглашение на общение с родственниками. Коллекторам также нельзя звонить:
Специалисты по возврату просроченных долгов не имеют никакого права ломать двери, угрожать лично, через интернет или звонки. Однако встречаются случаи чрезмерного давления на должника.
Жаловаться в соответствующие инстанции следует обязательно на незаконные действия, если специалисты по взысканию долгов применяют физическое и психологическое воздействие, то есть:
При этом необходимо «грамотно» составить свою претензию, обратив внимание на образец и приложив к ней определенный пакет документов и прямые доказательства противозаконных действий коллекторов.
Коллекторы зачастую понимают, что за угрозы и шантаж действительно можно получить судимость. Соответственно, они не будут угрожать открытым текстом в письмах и SMS-сообщениях. Однако в телефонных разговорах или при личных встречах можно не сразу уловить угрозы жизни или имуществу должника. Помните, что наложить арест на имущество, изъять его для последующей реализации могут исключительно сотрудники ФССП.
Поэтому вам следует попросить перезвонить через пять минут при внезапном звонке, вооружившись диктофоном. Это устройство или приложение позволит вам зафиксировать доказательства для официальной подачи жалобы и поможет ФСПП быстрее признать вину недобросовестного специалиста по возврату просроченных долгов.
Используя доказательства, должник может свободно пожаловаться на любое нарушение в их деятельности, включая хамское поведение, применение физической силы, грубый тон, угрозы, превышение нормы телефонных звонков, сообщений и электронных писем.
Если коллекторы превращаются в «вышибал» и превышают данные им полномочия, вам не следует просто оставлять такие действия безнаказанными. Написать жалобу на подобных специалистов вы можете в ФССП, Роспотребнадзор, ЦБ РФ, Прокуратуру, НАПКА и правоохранительные органы, а также пожаловаться руководителю коллекторского агентства. Должник имеет право обжаловать незаконные действия недобросовестного посредника в суде.
Стоит отметить, что ФССП введет контроль за деятельностью подобных посредников. Вы можете отправить заявление приставам по любому из ранее приведенных в пример нарушений. Подать заявление следует следующими способами:
Жалоба рассматривается в срок до одного месяца. В обращении вам стоит указать описание нарушения с четкой доказательной основой.
Вы можете обратиться за помощью в Роскомнадзор, если действия коллекторов имеют связь с неправомерным использованием личных данных заемщика и третьих лиц. Заявление подается при личном визите в инстанцию, посредством официального веб-сайта, с помощью портала Госуслуги или письмом.
Претензию вы можете подать также несколькими способами, а именно:
Обращаться в данную организацию необходимо, если коллекторское агентство официально признано ее членом. Эта инстанция отвечает за соответствие стандартам взыскания. Если была нарушена профессиональная этика, жалобу стоит подать именно сюда.
Имейте ввиду, что одна жалоба вовсе не исключает другую. Поэтому по одному поводу смело подавайте жалобу сразу в несколько органов.
Жалоба поможет защитить свои права. Каждая инстанция действует в рамках своей компетенции. Соответственно, вам нужно оценивать ситуацию и подбирать правильный порядок действий. Подавая претензию в Роскомнадзор по месту жительства, обязательно нужно написать ее по установленному образцу, приложив к ней следующий пакет документов:
В обращении в ФССП вам следует указать следующие аспекты:
При наличии следует приложить следующий пакет документов к заявлению:
Срок рассмотрения жалобы прокуратурой не должен быть больше 30 дней с момента регистрации жалобы в письменной форме. Если претензия нуждается в дополнительных проверках, то в течение недели со дня получения заявления, прокуратура обязуется уведомить заемщика письменно об их проведении. Однако если проведение проверки по претензии не требуется, можно управиться в 15-дневный срок, то есть без предварительного письменного уведомления.
Срок рассмотрения заявления в полиции равен 10 календарным дней. После этого должника уведомляют о возбуждении уголовного дела в отношении нечестных взыскателей или, напротив, об отказе в его возбуждении.
После подачи обращения в течение 30 дней Роспотребнадзором проводится обязательная проверка коллекторской организации, на которую была подана жалоба. После анализа работы государственная инстанция может оштрафовать коллекторскую компанию по факту совершения административного правонарушения.
Жалоба в ФСПП обычно рассматривается в срок до 30 дней. После проведенной проверки инстанция вправе возбудить административное дело, исключить компанию из реестра или же направить посредникам предписание.
НАПКА занимается рассмотрением обращения до 7 дней, после чего направляет ответ посредством электронной почты.
За нелегальную деятельность при взыскании долга обычно привлекают к ответственности определенного взыскателя, всю организацию или ее руководство. Как правило, наказания по жалобе во многом зависят от тяжести проступка:
Важно отметить, что агентство взыскателей должно страховать свою гражданскую ответственность на 10 000 000 рублей каждый год. Эта страховка возмещает ущерб в случае, если гражданину или имуществу причинен психологический или физический ущерб. Помните, что кроме возмещения имущественного вреда, вам стоит добиваться полной или частичной компенсации морального вреда.
Отзывы
читать полностью
читать полностью