Вы здесь

Почему автомобили дорожают?

25 февраля 2022

Почему автомобили дорожаютОбщий рост стоимости новой машины в прошлом году составил 20%, по данным аналитического агентства «Автостат». Часто СМИ сообщали о дефиците авто у дилеров. Что еще повлияло на цены?

В период с января по декабрь 2021 года рост цен на автомобили на первичном рынке в среднем составил 20%. Столь существенный прирост ценника не наблюдался с 2015 года. На протяжении последних 5 лет цены в среднем росли менее чем на 10% каждый год. Примечательно, что наибольший прирост цены наблюдался среди автомобилей отечественного производства. В частности, более чем на 20% вырос ценник на Lada Largus.

По подсчетам специалистов, средняя стоимость авто с пробегом за 2021 год выросла на 28% и достигла 788 тысяч рублей. При этом, если выделять подержанные авто по возрастному сегменту, то относительно молодые автомобили выпуска от 2014 года поднялись в стоимости почти на 40%.

Интересно, что в минувшем году впервые за историю исследований доля автокредитов на вторичном рынке превысила долю автозаймов на первичном. Эксперты отмечают, что некоторые граждане идут в банк, чтобы оформить потребительский кредит, а деньги тратят на авто. Подробнее о том, как гражданам с плохой КИ приходится на рынке, читайте в нашей статье «Автокредит с плохой кредитной историей – возможно ли?».

Что подтолкнуло к росту ценников?

Большинство непрофильных СМИ ссылаются на дефицит автомобилей у автодилеров. Но это не является определяющим фактором роста цен. Скорее следствие основных факторов, которые привели к удорожанию автомобилей на рынке. Вот главные причины роста стоимости новых авто:

  1. Дефицит полупроводников
  2. Инфляция
  3. Курс национальной валюты
  4. Удорожание логистики
  5. Рост утилизационного сбора

Все эти факторы в совокупности привели к существенному удорожанию машин у дилеров. Вторичный рынок зачастую следует за тенденциями первичного и в связи с этим росли цены на нем.

Дефицит полупроводников

Современные автомобили технологичны и в них все чаще используются различные чипы, полупроводники и так далее. С приходом пандемии авторынок по всему миру почувствовал существенное снижение спроса и приостановил закупку таких деталей, чтобы не производить авто на склад. Заметив снижение объемов закупки со стороны автопроизводителей, производители микрочипов тоже снизили объемы производства, а некоторые и вовсе приостановили свою деятельность.

Спустя год началось восстановление экономики, а вслед за ним увеличился спрос на авто. Помимо этого, граждане начали реализовывать свой отложенный спрос – многие хотели приобрести авто до пандемии, но отложили эту покупку до лучших времен в связи со сложившейся ситуацией. Автопроизводители пытались удовлетворить спрос потребителей, но в один момент поняли, что производители микрочипов просто не успевают производить их в достаточном объеме, а запасы уже давно истощились.

В результате образовался дефицит готовых автомобилей у дилеров. Спрос остался большим, а предложение отсутствует. В таких ситуациях неминуем рост стоимости товара в любом сегменте, будь то авторынок или рынок кисломолочной продукции.

По прогнозам специалистов в области промышленности, дефицит микрочипов и полупроводников продолжится как минимум до середины 2022 года. Поэтому гражданам стоит ожидать дальнейшего роста цен. Стоит отметить, что отсутствие дефицита не приведет к снижению цен, а только к сокращению темпов роста.

Инфляция

Индекс потребительских цен в 2021 году оказался значительно выше прогнозируемого уровня Банком России или Министерством экономического развития. По оценкам экспертов, уровень годовой инфляции составил по итогам декабря 8,4%.

Инфляционные процессы неминуемо влияют на все позиции, которые доступны потребителю, в том числе и на авторынок. Таким образом можно говорить о том, что стоимость авто существенно зависит от инфляции в стране.

Курс национальной валюты

В 2021 году рубль оставался стабилен по отношению к бивалютной корзине. Однако рост курса оказывает действие на цены с «лагом» в 3-6 месяцев. А вот в 2020 году курс национальной валюты существенно колебался – с 62 рублей до 74 за доллар.

Наша страна, в том числе и промышленное производство, идет по пути импортозамещения. Но несмотря на этот процесс, существенно сократить объем импортных деталей у автопроизводителей не получается. Закупать детали с ростом курса становится дороже и это отражается на цене конечного продукта. Это если говорить об отечественных авто.

Если говорить об импортных машинах, то их изначальная цена рассчитана в валюте. Вместе со снижением курса рубля по отношению к доллару стоимость автомобилей в долларах не изменяется, а вот в рублях активно растет. Стоит отметить, что на зарубежных автопроизводителей тоже повлиял дефицит полупроводников, а соответственно они также поднимали цены на свои автомобили.

Дорогая логистика

Всем понятно, что производство автомобилей зависит не только от своего собственного завода по сборке, но и от поставщиков различных деталей. Да, некоторые автопроизводители, такие как АвтоВАЗ, обзавелись поставщиками большинства деталей в рамках одного региона. Но даже у самого АвтоВАЗа есть еще несколько сборочных цехов в других регионах. Этим конвейерам тоже нужны детали и их нужно довезти.

Стоимость логистики и автогрузовых перевозок в 2021 году выросла на 20% в среднем по России, подсчитали эксперты данного рынка из VEB Ventures, входящем в ВЭБ.РФ. При этом специалисты отмечают, что на ключевых направлениях рост наблюдался на 50-100% от стоимости в начале 2021 года. Цена грузоперевозок подскочила из-за дефицита транспорта и водителей. Кроме того, на цену повлиял дефицит автодеталей и их удорожание.

Утилизационный сбор

В начале минувшего года власти РФ повысили утилизационный сбор на 25%. Его платит производитель в казну за каждый выпущенный автомобиль на территории страны. Большинство автопроизводителей включают эти затраты в цены на новые автомобили. Поэтому увеличение ставки по данному сбору неминуемо приводит к удорожанию конечного продукта.

Будут ли расти цены на авто в 2022 году?

Эксперты в один голос утверждают, что рост стоимости и дефицит автомобилей на первичном рынке продолжатся до середины 2022 года. Причины все те же:

  1. Дефицит полупроводников
  2. Инфляция, которая остается высокой
  3. Слабость национальной валюты
  4. Дороговизна логистики

Но вот во второй половине текущего года, если не будет различных внезапных геополитических событий и шоков, рост приостановится.

Понравилось?

18


Читайте также:

← Назад

Отзывы

Займ-Экспресс (Zaym-Ekspress)
Николай Олегович Первая поданная мной заявка в эту компанию займов на сумму в девять тысяч рублей была одобрена. Мне ...
читать полностью
FastMoney (Фастмани)
Иван Сергеевич Когда обращался первый раз в эту компанию, то мне необходимо было придти в офис за деньгами. Теперь ...
читать полностью
Фанни Мани (Funny Money)
Ажихан Главный плюс этой конторы – все быстро. Сервис не тянет с решением, а почти сразу же сообщает его. П...
читать полностью
Отзывы →
Оператор персональных данных
Лицензированные компании
Защита информации