Куда и каким образом жаловаться на коллекторов?

6 декабря 2022

жалоба на коллектораЕсли заемщик попал в кредитную яму или просто не желает выплачивать свой долг, то для его возврата нанимаются коллекторы. Правила их деятельности устанавливаются государством. В законе прописано, каким образом, когда и сколько взыскатели могут работать с заемщиком. Если специалисты по возврату нарушают эти правила, то самое время садиться за жалобу. Далее, мы расскажем, как противостоять угрозам со стороны коллекторов, куда звонить и обращаться для защиты.

Кто такие коллекторы?

Многие банковские и микрофинансовые организации пользуются услугами коллекторов, но, по понятным причинам, предпочитают об этом не говорить. Под коллектором принято понимать специалиста по возврату просроченных долгов. Как правило, к их услугам прибегают кредиторы, когда им отказываются возвращать задолженность или вносить обязательные платежи.

Данные специалисты действуют по поручению кредиторов. Так, они напоминают о необходимости выплатить задолженность. Также они могут перекупить долг. В этом случае они будут взыскивать денежные средства в свою пользу.

При взаимодействии с взыскателями необходимо вести себя предельно спокойно, не реагировать на их маневры. Обычно они действуют так, чтобы неплательщик испугался. Но в открытую прямые угрозы не поступают. Их действия зачастую балансируют на грани законных.

Какие действия коллекторов считаются правомерными, а какие – нет?

Задача коллектора состоит в том, чтобы убедить заёмщика как можно быстрее оплатить долг. Проще говоря, он должен помочь должнику разобраться в системе расчетов, спланировать бюджет и схему погашения задолженности, подобрать способы осуществления регулярных платежей.

Недобросовестные специалисты по возврату просроченных долгов пытаются оказать на должника психологическое давление, посылая угрозы и названивая родственникам заемщика. В некоторых случаях они применяют физическую силу.

Но по закону сотрудники агентств имеют право звонить заемщику в будние дни с 8:00 до 22:00, а в выходные дни — с 9:00 до 20:00 и не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Коллектор обязан ориентироваться на местное время должника.

При этом введено ограничение не только на звонки, но и на личные встречи с должниками. Так, они могут быть не чаще 1 раза в семь дней.

Установлены законом также отдельные ограничения на голосовые, текстовые и телеграфные сообщения. При подсчете учитывается общее количество подобных сообщений. Они должны быть не чаще четырех раз в семь дней и не больше шестнадцати раз в месяц. При этом число сообщений не должно превышать двух раз в сутки. Посредник между банком и должником не должен быть анонимным, сообщая определенную информацию клиенту банка, к примеру:

  • сведения о сумме задолженности;
  • информация о кредиторе;
  • его контактные данные.

Должник имеет полное право написать заявление, в котором он просит отказ от личных встреч с посредниками. Коллекторам запрещено приходить домой к знакомым и родным должника. Исключением считается случай, когда получено письменное соглашение на общение с родственниками. Коллекторам также нельзя звонить:

  • несовершеннолетним гражданам;
  • лицам, проходящим лечение в больнице;
  • инвалидам 1 группы.

Специалисты по возврату просроченных долгов не имеют никакого права ломать двери, угрожать лично, через интернет или звонки. Однако встречаются случаи чрезмерного давления на должника.

В каких случаях можно подавать жалобу на коллекторов?

Жаловаться в соответствующие инстанции следует обязательно на незаконные действия, если специалисты по взысканию долгов применяют физическое и психологическое воздействие, то есть:

  • превышают допустимое количество звонков и встреч;
  • незаконно проникают на территорию должника;
  • изымают, портят или уничтожают имущество должника;
  • словесно угрожают и шантажируют;
  • игнорируют заявления и обращения;
  • вводят в заблуждение относительно долга по кредиту;
  • наносят вред имуществу должников;
  • раскрывают конфиденциальные данные заемщика.

При этом необходимо «грамотно» составить свою претензию, обратив внимание на образец и приложив к ней определенный пакет документов и прямые доказательства противозаконных действий коллекторов.

Коллекторы зачастую понимают, что за угрозы и шантаж действительно можно получить судимость. Соответственно, они не будут угрожать открытым текстом в письмах и SMS-сообщениях. Однако в телефонных разговорах или при личных встречах можно не сразу уловить угрозы жизни или имуществу должника. Помните, что наложить арест на имущество, изъять его для последующей реализации могут исключительно сотрудники ФССП.

Поэтому вам следует попросить перезвонить через пять минут при внезапном звонке, вооружившись диктофоном. Это устройство или приложение позволит вам зафиксировать доказательства для официальной подачи жалобы и поможет ФСПП быстрее признать вину недобросовестного специалиста по возврату просроченных долгов.

Используя доказательства, должник может свободно пожаловаться на любое нарушение в их деятельности, включая хамское поведение, применение физической силы, грубый тон, угрозы, превышение нормы телефонных звонков, сообщений и электронных писем.

Куда подавать жалобу?

Если коллекторы превращаются в «вышибал» и превышают данные им полномочия, вам не следует просто оставлять такие действия безнаказанными. Написать жалобу на подобных специалистов вы можете в ФССП, Роспотребнадзор, ЦБ РФ, Прокуратуру, НАПКА и правоохранительные органы, а также пожаловаться руководителю коллекторского агентства. Должник имеет право обжаловать незаконные действия недобросовестного посредника в суде.

ФСПП

Стоит отметить, что ФССП введет контроль за деятельностью подобных посредников. Вы можете отправить заявление приставам по любому из ранее приведенных в пример нарушений. Подать заявление следует следующими способами:

  • лично в Управление ФССП по области;
  • посредством формы на официальном сайте ресурса;
  • с помощью почтового заказного письма.

Жалоба рассматривается в срок до одного месяца. В обращении вам стоит указать описание нарушения с четкой доказательной основой.

Роскомнадзор

Вы можете обратиться за помощью в Роскомнадзор, если действия коллекторов имеют связь с неправомерным использованием личных данных заемщика и третьих лиц. Заявление подается при личном визите в инстанцию, посредством официального веб-сайта, с помощью портала Госуслуги или письмом.

Прокуратура

Претензию вы можете подать также несколькими способами, а именно:

  • лично;
  • с помощью почтового письма;
  • посредством платформы Госуслуг;
  • непосредственно на официальном сайте инстанции.

НАПКА

Обращаться в данную организацию необходимо, если коллекторское агентство официально признано ее членом. Эта инстанция отвечает за соответствие стандартам взыскания. Если была нарушена профессиональная этика, жалобу стоит подать именно сюда.

Имейте ввиду, что одна жалоба вовсе не исключает другую. Поэтому по одному поводу смело подавайте жалобу сразу в несколько органов.

Как написать жалобу?

Жалоба поможет защитить свои права. Каждая инстанция действует в рамках своей компетенции. Соответственно, вам нужно оценивать ситуацию и подбирать правильный порядок действий. Подавая претензию в Роскомнадзор по месту жительства, обязательно нужно написать ее по установленному образцу, приложив к ней следующий пакет документов:

  • кредитный договор;
  • диктофонные аудиозаписи;

Образец жалобы в ФССП

В обращении в ФССП вам следует указать следующие аспекты:

  • «Шапка» (куда направляется заявление, ФИО заявителя, официальный адрес прописки и проживания, контактный номер телефона);
  • Подробное описание нарушения посредника с приложенными доказательствами;
  • Просьба о проведении тщательной проверки и привлечении сотрудников взыскательного агентства к ответственности.

При наличии следует приложить следующий пакет документов к заявлению:

  • копия паспорта потерпевшего;
  • скриншоты экрана мобильного телефона;
  • копии писем ростовщика;
  • детализация входящих звонков (ее выдают представители операторской связи);
  • копия договора займа.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения жалобы прокуратурой не должен быть больше 30 дней с момента регистрации жалобы в письменной форме. Если претензия нуждается в дополнительных проверках, то в течение недели со дня получения заявления, прокуратура обязуется уведомить заемщика письменно об их проведении. Однако если проведение проверки по претензии не требуется, можно управиться в 15-дневный срок, то есть без предварительного письменного уведомления.

Срок рассмотрения заявления в полиции равен 10 календарным дней. После этого должника уведомляют о возбуждении уголовного дела в отношении нечестных взыскателей или, напротив, об отказе в его возбуждении.

После подачи обращения в течение 30 дней Роспотребнадзором проводится обязательная проверка коллекторской организации, на которую была подана жалоба. После анализа работы государственная инстанция может оштрафовать коллекторскую компанию по факту совершения административного правонарушения.

Жалоба в ФСПП обычно рассматривается в срок до 30 дней. После проведенной проверки инстанция вправе возбудить административное дело, исключить компанию из реестра или же направить посредникам предписание.

НАПКА занимается рассмотрением обращения до 7 дней, после чего направляет ответ посредством электронной почты.

Ответственность за нарушения

За нелегальную деятельность при взыскании долга обычно привлекают к ответственности определенного взыскателя, всю организацию или ее руководство. Как правило, наказания по жалобе во многом зависят от тяжести проступка:

  • административная ответственность по КоАП РФ;
  • исключение бюро из реестра ФССП;
  • гражданская ответственность за вред здоровью или имуществу должнику или его близким;
  • уголовная ответственность в отношении взыскателя, работающего с должником;
  • запрет на работу.

Важно отметить, что агентство взыскателей должно страховать свою гражданскую ответственность на 10 000 000 рублей каждый год. Эта страховка возмещает ущерб в случае, если гражданину или имуществу причинен психологический или физический ущерб. Помните, что кроме возмещения имущественного вреда, вам стоит добиваться полной или частичной компенсации морального вреда.

Понравилось?

1009


Читайте также:

← Назад

Отзывы

Moneyman Card (Манимен карта)
Михаил Сергеевич Мне нравится пользоваться виртуальной картой, во-первых ее невозможно потерять, а во-вторых на нее е...
читать полностью
495 кредит (Московская Микрокредитная Компания)
Макс Горлов Условия в этом МФО мне понравились и я решил обратиться, сумму запрашивал в десять тысяч. Рассмотрел...
читать полностью
Честный ноль
Мария Морозова Несколько раз обращалась в МФО, но потом ситуация с деньгами нормализовалась. Теперь опять возникла ...
читать полностью
Отзывы →
Оператор персональных данных
Лицензированные компании
Защита информации