Онлайн-займы удобны тем, что их можно оформить за считанные минуты, не выходя из дома. Подобная доступность приводит к тому, что многие граждане упускают из виду уровень свой долговой нагрузки, оформляя все новые и новые займы. Однако недавно стали действовать механизмы, которые ограничивают бесконтрольное получение заемных средств.
Летом ЦБ РФ утвердил базовый стандарт защиты прав потребителей МФО, отдельные положения которого вступили в силу с 1 октября текущего года.
Один из разделов стандарта посвящен ограничениям долговой нагрузки заемщиков. Так, клиент не сможет получить микрозайм онлайн, если до этого он уже оформил в компании 10 займов в течение последних 12 месяцев.
Это правило относится к тем займам, что клиент оформляет на срок от 7 до 30 дней. Если гражданин берет микрозайм на карту, например, на 5 дней, то его ссуду при расчете общего количества займа не учитывают.
Если в компании у заемщика уже есть невыплаченная задолженность, то выдавать этому клиенту новый микрозайм наличными категорически запрещено. Последнего правила компании, впрочем, придерживаются очень давно. Если проанализировать сайты ведущих микрофинансовых организаций, то можно заметить, что в большинстве случаев кредиторы сразу предупреждают заемщиков о возможности получить новый заем только после выплаты текущей ссуды.
Для многих граждан, которые попали в сложную ситуацию и не смогли обслуживать свои долги, часто хорошим выходом является продление срока займа. Такой инструмент есть в арсенале практически любой микрофинансовой организации. Кредиторы охотно рекомендуют им воспользоваться, если финансовая ситуация действительно вышла из-под контроля.
Однако теперь нельзя обращаться к этому инструменту слишком часто. Сегодня допускается в течение года увеличивать срок возврата займа не более 7 раз. Уже через несколько месяцев, с 1 апреля 2018 года, количество допустимых продлений будет снижено до 6 раз. С 1 января 2019 года в распоряжении граждан останутся лишь 5 продлений срока возврата микрозайма в течение года.
Надо отметить, что у многих МФО велика доля постоянных клиентов, которые привыкли в одной компании получать заемные средства на свои нужды. Компании активно поощряют постоянных клиентов, снижают для них процентные ставки, увеличивают суммы и сроки займа, упрощают процесс получения заемных средств. Клиенты тоже привыкают работать с определенной компанией, часто решая свои проблемы с помощью онлайн-займов.
Согласно данным компании «Домашние деньги», по состоянию на 1 мая 2017 года более 60% заемщиков в течение года повторно приходят в компанию за заемными средствами.
Чуть меньше половины всех «повторников» берут займы 2 раза. Около трети клиентов обращаются за деньгами 3 раза, еще почти столько же – 4 раза и более.
Однако теперь гражданам явно придется подсчитывать количество оформленных займов в одной МФО. Если лимит исчерпан, а деньги все еще нужны, то придется искать другую компанию и снова завоевывать ее доверие.
Отзывы
читать полностью
читать полностью
читать полностью