НАПКА представляет собой некоммерческую организацию, которая объединяет ведущие компании на рынке взыскания. На эти компании приходится более 90% объемов коллекторского рынка. Как пожаловаться в НАПКА на коллекторскую компанию и с какими жалобами чаще всего обращаются граждане?
О НАПКА
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) появилась в 2007 году. Своей основной целью ассоциация ставит развитие цивилизованного рынка взыскания просроченной задолженности и защиту прав потребителей.
Все входящие в НАПКА компании должны соблюдать Кодекс этики, который соответствует международным стандартам. Со своей стороны, НАПКА контролирует методы работы своих членов, ведет прием жалоб от населения, применяет меры воздействия к нарушителям.
В числе таких мер могут быть штрафы, публичное обсуждение и даже исключение из рядов ассоциации. До момента устранения нарушений и приведения системы контроля и обучения персонала к требованиям и стандартам НАПКА компании-нарушители не смогут вернуть себе статус члена ассоциации.
При этом надо отметить, что крупные кредиторы сегодня заботятся о своей репутации, поэтому выстраивают отношения лишь с участниками НАПКА. Для участников ассоциации это является хорошим стимулом соблюдать стандарты и требования.
Жалобы граждан
По данным НАПКА, свыше 50% обращений граждан связаны с тем, что коллекторы беспокоят не тех граждан, то есть звонят к гражданам, которые не брали микрозаймы онлайн и не выступали поручителями по долгу.
Проблема в том, что коллекторы не могут проверить достоверность контактных данных и вынуждены пользоваться теми данными, что передает им кредитор.
Причин, по которым коллекторы тревожат граждан, не имеющих отношения к долгу, может быть несколько. Бывает, что гражданин проживает по адресу, где ранее жил должник, или пользуется сим-картой, которая была раньше у должника. Также нельзя исключать того, что недобросовестный заемщик намеренно указал чужие контактные данные.
Еще около 30% обращений граждан связаны с незнанием ими основ действующего законодательства, в результате чего они требуют запретить передачу персональных данных, сомневаются в том, что коллекторы имеют права требовать возврата долга. Подробнее об этих моментах читайте в материале «Что заемщику нужно знать о персональных данных?».
Примерно 10% граждан жалуются на размер долга, выражают несогласие с начисленными штрафами, пенями. 5% обращений затрагивают звонки коллекторов уже после того, как должник погасил задолженность. Часто причиной этого становится то, что должник выплатил долг старому кредитору, хотя задолженность уже была переуступлена новому. И, наконец, лишь 1-2% жалоб касаются методов работы в процессе взыскания.
Как направить жалобу в НАПКА?
Чтобы направить обращение, необходимо на сайта НАПКА заполнить электронную форму. Если у заявителя есть документы, аудио, видеозаписи, которые подтверждают факт нарушения его прав, то их следует прикрепить к форме обращения.
В среднем срок рассмотрения обращения составляет 5-7 рабочих дней, однако в некоторых случаях рассмотрение жалобы может занять более продолжительное время.
Отзывы
читать полностью
читать полностью
читать полностью